Производство гнутых профилей, таких как профнастил или металлочерепица — дело непростое. В данной статье мы попытаемся рассказать о некоторых нюансах организации такого производства.
Каким должен быть цех
Производство профилированных изделий предполагает использование габаритного оборудования и большого складского запаса металла. Для этой цели подходят производственные здания с крановым оборудованием шириной от 9 м, наличием возможности разгрузки фур с рулонами металла и загрузки фур готовой продукцией (в цехе желательно иметь несколько ворот).
Крановое оборудование цеха должно позволять выгружать из кузова автомобиля рулоны металла массой до 10 тонн и загружать готовую продукцию. Высота подъема крюка кран-балки – не менее 6 м, управление кран-балкой возможно с пола.
Многие задают вопрос: можно ли обойтись одним погрузчиком, если в цехе нет кран-балки? Использовать в качестве грузоподъемного механизма для рулонов один только погрузчик крайне неудобно, т.к. на загрузку размотчика будет затрачиваться непозволительно много времени.
Помещение цеха может отапливаться, хотя в этом нет крайней необходимости. Для монтажа оборудования полы должны иметь ровную поверхность.
Возможные варианты планировки цеха
Для узких помещений производственных цехов возможны несколько вариантов планировок — размещение линий вдоль цеха или под углом.
Второй вариант планировки позволяет организовать хранение рулонов всех цветов в непосредственной близости к размотчикам.
И первый и второй варианты позволяют разместить в помещении все линии. Разница – в удобстве эксплуатации оборудования, а именно, где хранить рулоны и где складировать готовую продукцию, как принимать рулоны и как грузить профилированную продукцию. Какая схема лучше, зависит от числа кранов, количества ворот, объемов производства, складского запаса металла и отгрузочной логистики.
Для производства профилированной продукции предпочтителен вместительный цех, с несколькими кранами (на приемку рулонов и на отгрузку продукции) и несколькими воротами. В помещении должно быть достаточно места (рис.3), чтобы легко перемещать крупногабаритные пачки (длина пачек с профлистом может быть до 14м), организовать склад готовой продукции.
Выбор оборудования
Рынок профилегибочного оборудования предлагает достаточно вариантов для выбора поставщика. Следует определиться, какое необходимо оборудование и какие планируются объемы производства.
Если Вы только хотите начать бизнес, вам наверняка потребуются станы для профнастилов С8 (или С10), С21 (или МП20) и линия поперечной резки металла.
Далее, можно подумать об увеличении ассортимента выпускаемой продукции. Это, например, может быть металлочерепица (Монтерей, Каскад или др.) или профлисты Н44 (или НС35). Хороший вариант – приобретение оборудования для сайдингов, штакетника для заборов или других узких профилей.
Линии для профнастилов с большой высотой гофры (Н60 и выше) устанавливают, обычно, крупные производители. Потребители этой продукции – строительные организации, т.к. домохозяйства редко используют этот материал в строительстве.
При выборе оборудования следует придерживаться нескольких простых правил:
- заработать можно только на объемах, поэтому изначально требуется высокопроизводительное оборудование;
- на рынке профилированной продукцией можно конкурировать только качеством и ценой, поэтому линии, кроме производительности, должны показывать высокое качество продукции;
- оборудование не должно отказывать, любые ремонты и переналадки отнимают время и уменьшают прибыль.
Складской запас металла
Для организации производства профилированных настилов и других стальных профилей требуется определенный складской запас металла. Как правило, на складе должно присутствовать металла в объеме не менее месячной потребности. Кроме этого, на следующий месяц металл должен быть заказан и оплачен поставщику (металл в пути).
Для производства профлиста и металлочерепицы на складе должны присутствовать рулоны разных цветов. Самыми ходовыми цветами являются – спелая вишня, шоколад, зеленый мох, синий.
Многие заказчики для строительства заборов заказывают оцинкованный профнастил, т.е. кроме перечисленных цветов, на складе должны быть рулоны оцинковки.
Ценообразование в производстве профилированной продукции
Производственная логистика проста: рулон металла разматывают на размотчике и из гладкого листа на прокатном стане получают профиль определенной геометрии. Себестоимость 1 п.м. полученного профиля складывается из:
- затрат на материал (покупка металла);
- производственных затрат (з/п, электроэнергия, амортизация оборудования, затраты на содержание зданий и пр.);
- накладных расходов.
Из этих статей расходов на метр готового профиля, самые значительные затраты идут на металл. Чем дешевле цена закупаемого металла, тем ниже себестоимость готовой продукции.
Сэкономить на металле можно следующим образом:
- профилировать более тонкий металл (в 1 тонне больше погонных метров);
- использовать дешевый металл (сомнительного производителя, с малым содержанием цинка, с сомнительным полимерным покрытием);
Но в результате, все равно придете к тому, что:
- можно сделать несколько ценовых категорий, например, профлист из стали НЛМК по одной цене, а из другого металла — по другой;
- нужно честно указывать толщину металла, из которого сделана продукция. В последнее время суды завалены исками к нечестным поставщикам.
Организация сбыта
Сбыт продукции – одна из самых важных задач, требующих грамотного продуманного подхода. Возможны несколько вариантов решения этой задачи:
- сбыт продукции через точку(и) продаж;
- сбыт через дилерскую сеть;
- работа на давальческом сырье.
Первый вариант предполагает региональную реализацию (село, город, область), рекламу через местные СМИ и интернет.
Второй вариант – более продвинутый, но для организации требует времени и затрат. Продажи через дилера означают низкие отпускные цены на продукцию и большие объемы реализации. Для этого требуются обеспечить низкие входные цены на металл, и следовательно, большие объемы закупки металла.
На давальческом сырье профилирование осуществляется на условиях оплаты за погонные метры (например, прокатать лист С21 стоит 2 000 за тонну). Иногда, заказчики организуют склад своего металла у вас на производстве, чтобы оперативно выполнять поступившие заказы.